Белорусский автомобильный завод
Белорусский автомобильный завод входит в тройку основных мировых производителей крупной карьерной техники. Для нашей страны это одно из приоритетных предприятий, которое всегда находится под пристальным вниманием государства. На экспорт идет около 95% продукции. Белорусские самосвалы поставляются в десятки стран мира для работы в самых разных условиях, при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов. Именно на БЕЛАЗе был создан супергигант грузоподъемностью 450 т, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Но это не предел возможностей завода. Беспилотные и электросамосвалы, карьерная техника на газовом топливе - БЕЛАЗ следит за тенденциями и готовится к тому, что через несколько лет потребности рынка могут стать совсем другими.
ЧТО
ПРОТИВОПОСТАВИТЬ
КОНКУРЕНТАМ
БЕЛАЗ - своеобразный "город в городе" со зданиями, улицами и общественным транспортом. На предприятии работают около 10 тыс. человек. Работники завода есть фактически в каждой семье Жодино. Именно здесь создаются новые модели техники, которые работают в сфере горнодобывающей промышленности по всему миру.
Завод на протяжении последних 10 лет стабильно удерживает от 20% до 30% мирового рынка карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т и выше.
заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике - директор маркетинг-центра БЕЛАЗа
Константин РЫЛЬЦОВ
Мы ставим для себя задачу, во-первых, не упустить этих позиций, а во-вторых, постоянно увеличивать процент. Конечно, наш основной рынок - это Россия и другие страны СНГ, но хотим довести долю дальнего зарубежья до 30%. Тем более сейчас на рынке Содружества как раз идет спад, а в таких странах, как Австралия, Чили, Перу, Индонезия, наблюдается рост. Поэтому основную работу мы сейчас пытаемся разворачивать именно там.
У нас самая широкая линейка по грузоподъемности - от 30 до 450 т.
Основные конкуренты белорусского производителя - японский Komatsu и американский Caterpillar. Они значительно крупнее по объемам, но карьерная техника - не основной вид их деятельности, а мы концентрируемся именно на ней. У нас самая широкая линейка по грузоподъемности - от 30 до 450 т. Должен отметить, что 450-тонника больше нет ни у кого. Помимо этого, мы гибки в плане комплектации: по двигателям, силовым установкам, приводам предлагаем самый широкий выбор от ведущих мировых производителей. Ценовая политика у нас тоже конкурентная. В некоторых классах грузоподъемности стоимость машин может значительно отличаться в нашу пользу. Привлекательна и стоимость запчастей, а значит, и владения нашей техникой за период ее работы.
Помимо этого БЕЛАЗ стабильно удерживает в классе грузоподъемности 130 т долю на мировом рынке выше 70%, 220 т - выше 50%. Основные продажи конкурентов - 90-тонники. БЕЛАЗ постепенно увеличивает долю мирового рынка и в этом сегменте. Наша первоочередная задача - именно в этом классе грузоподъемности занять долю рынка не менее 20%. Тогда и в целом позиции у нас укрепятся, и, думаю, наша общая доля рынка карьерных самосвалов может превысить 30%.
БЕЛАЗ творчески подходит и к продвижению продукции, поиску новых клиентов. На любом рынке есть свои нюансы, поэтому для каждого предусмотрена отдельная стратегия.

В первую очередь предприятие ищет местного партнера с устойчивыми связями в горной отрасли, который мог бы как продавать самосвалы, так и обеспечивать сервис.

На некоторых рынках готовятся отдельные программы по испытанию техники. Определенные страны требуют нестандартных методов, например, аутсорсинга. Партнер или дилер по данному региону берет на себя обязательства по выполнению полного комплекса горно-капитальных работ. Например, именно по этому пути БЕЛАЗ пошел на рынке ЮАР.

ОТ АЗИИ
ДО ЮЖНОЙ
АМЕРИКИ
НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКСПОРТА
ЧИЛИ
Есть свои особенности, которые требуют доработок техники. В прошлом году возобновились поставки в Чили. Благодаря этому предприятие сможет демонстрировать, как работает наша техника на данном специфичном рынке. Будут приглашаться потребители не только из Чили, но и из других стран региона, которые интересуют компанию больше всего, - Перу, Аргентины, Боливии, Эквадора.
ИНДИЯ
БЕЛАЗ выиграл тендер на поставку 77 машин грузоподъемностью 136 т. В стадии завершения и второй тендер - на 96 машин (220 т). Это значительные контракты на сумму более $250 млн. В местах эксплуатации техники в Индии будут работать сервисные центры БЕЛАЗа.
ИНДОНЕЗИЯ
Входит в тройку самых крупных рынков по продажам карьерной техники. Конечно, БЕЛАЗ стремится не упустить такое перспективное направление. За четыре года туда поставлено более 50 единиц техники грузоподъемностью 110-130 т. Приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Там есть заводы Komatsu, они основные продавцы на этом рынке. Но БЕЛАЗ начинает их серьезно теснить. Наши машины там себя зарекомендовали достаточно хорошо.
ВЬЕТНАМ
Год назад здесь появились белорусские самосвалы грузоподъемностью 130 т. Машин такой тоннажности на этом рынке раньше не было. Есть хороший результат, и БЕЛАЗ видит большие перспективы для продвижения в этой стране.
МОНГОЛИЯ
В планах на 2020-й - экспорт в Монголию 40-50 единиц техники грузоподъемностью 110-130 т. Возможны поставки и более тяжелых машин - 220 т.
УЗБЕКИСТАН
Недавно выполнили контракт с Узбекистаном более чем на $250 млн. За два года реализована пятилетняя программа обновления техники на узбекских предприятиях. Контракт был для предприятия знаковым.
ИНТЕРЕСНЫЕ
НОВИНКИ
Запросы рынка постоянно меняются, а вслед за ними и техника. Экономия средств, экологичность, повышение безопасности труда в карьере - новые самосвалы должны решать множество задач, быть производительными и надежными.
БЕЛАЗ работает над газификацией карьерной техники по двум направлениям - газодизель и чистый газ.

На газодизель был опыт переоборудования карьерных самосвалов грузоподъемностью 130 т в Мурманской области. Сейчас ведется работа уже не по переоборудованию, а именно изготовлению таких самосвалов на территории предприятия. Кроме того, созданы два самосвала грузоподъемностью 45 т, которые работают исключительно на газе. Идет работа над 90-тонником с газотурбинным двигателем.
Роботизацией предприятие занимается не первый год. Первые самосвалы-беспилотники грузоподъемностью 130 т БЕЛАЗ в прошлом году продал в Сибирскую угольную энергетическую компанию. Они проходят испытания в карьере в Хакасии. Были еще потребители, которые хотели у себя испробовать роботов. Но сейчас на российском рынке спад, и эти закупки были отложены. Тем не менее потенциальный интерес остается.

БЕЛАЗ рассчитывает в этом году продемонстрировать роботизированный комплекс в Беларуси, в Микашевичах. Готовится карьерный самосвал грузоподъемностью 90 т и погрузчик с удаленным рабочим местом.
Еще одно интересное направление - электросамосвалы. Среди разработок БЕЛАЗа - дизель-троллейвоз, электротроллейвоз и самосвал-электровоз. Первые две разновидности используют в определенном количестве внешний источник энергии от троллейных линий. Сейчас очень серьезный спрос на троллейвозы. На предприятии рассчитывают сделать эти модели уже в первом полугодии. Есть потребители, которые готовы их забрать, как в России, так и в Монголии.
Электровозы в качестве источника энергии вместо дизель-генераторной установки используют тяговые аккумуляторные батареи. Это позволит горнодобывающим предприятиям экономить за счет разницы цены на топливо и на электричество. Если взять Якутию, где в России самая большая дельта между ценой на топливо и ценой на электричество, за 10 лет эксплуатации такой карьерный самосвал может сэкономить до $3 млн. БЕЛАЗ занимается разработкой электровоза, подбирает компоненты.
ЧТО БУДЕТ
ЧЕРЕЗ
10-20 ЛЕТ?
Цифровизация и роботизация - будущее профильного мирового рынка, и в таком направлении будет двигаться предприятие. Таково мнение специалистов завода.
Специалисты высказали предположение, что лет через 15 карьерные самосвалы обойдутся без дизельного топлива и будут выглядеть совсем по-другому. Но с учетом цифровизации, четвертой промышленной революции сложно судить даже о том, что будет через пять лет. Все больше и больше электронных систем, узлов внедряется в карьерный самосвал для облегчения работы оператора, для большей производительности, для экономии средств. Предприятию нужно постоянно совершенствоваться.
Руководство завода видит и тренд к увеличению грузоподъемности. Возможно, в будущем даже 90-тонники будут считаться маленькими машинами. Наш рекордсмен в 450 т - уже не предел, рассматриваются машины, которые могут везти больше. Но есть технические ограничения: пока производители не придумали шину, которая может понести такие нагрузки, они уже серьезно над этим работают.
По последним расчетам специалистов, возможен самосвал-супергигант грузоподъемностью 560 т. Но пока это дело отдаленного будущего.
БЕЛАЗ