Индустриальный парк "Великий камень" - один из мегапроектов современной Беларуси. Еще десять лет назад, когда озвучивали идею о его создании, здесь был только лес. Сегодня первые заводы уже выпускают продукцию, в парке тестируют беспилотный транспорт и 5G, инвесторы получают беспрецедентные для региона льготы.
|
Идея создания платформы инвестиционного взаимодействия Беларуси и Китая появилась в 2010 году. Первый камень в строительство заложили в 2014 году, еще через год первые резиденты получили свидетельства о регистрации. Официально днем рождения "Великого камня" считается 12 мая 2015 года, когда парк посетили лидеры Беларуси и КНР. Первое здание здесь построил акционер "Великого камня" "Чайна Мерчантс Групп".
Название парку дала деревня Великий камень, на территории которой он и расположен. Зону первоочередного освоения в 850 га обустроили в рекордные сроки с опережением графика на один год. За четыре года построили все инфраструктурные элементы, было вложено около $260 млн. Дороги, коммуникации - все изначально создавалось как для большого города. Тем самым созданы предпосылки для прихода инвесторов.

Главным итогом работы за эти годы глава администрации "Великого камня" называет регистрацию 62 резидентов из 15 стран. "Европейский союз, США, Россия, Швейцария, Израиль, ОАЭ - география широкая, это говорит о том, что проект состоялся как международный, в который может прийти инвестор из любой страны. 22 резидента из 62 уже построили заводы и начали выпускать продукцию, оказывать услуги и вести научно-исследовательские разработки. Парк уже узнаваем, он становится образцовым проектом "Пояса и пути", - поясняет он. Уникальность индустриального парка в том, что здесь построили особую экономическую зону, многие льготы применяются только на этой территории. Инвесторов привлекают налоговыми и таможенными преференциями, послаблениями на этапе строительства и выпуска продукции.
Всемирная федерация свободных и специальных экономических зон (FEMOZA) признала в 2019 году "Великий камень" самой быстроразвивающейся особой экономической зоной в мире. Лучшим проектом инициативы "Пояс и путь" в Центральной и Восточной Европе парк назвало издание Asiamoney. Financial Times включило "Великий камень" в две номинации рейтинга свободных экономических зон FDi Free Zones of the Year 2019.

АЛЕКСАНДР ЯРОШЕНКО
"Великий камень" изначально был ориентирован на высокие технологии и инновации. В приоритете было определить отрасли, которые составляли бы будущее нашего развития экономики. Проекты, которые уже реализованы, подтверждают перспективность выбранных нами направлений - это электроника, новые материалы, машиностроение, биотехнологии и фармацевтика. Первым здесь начало выпускать продукцию ООО "Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие" - суперконденсаторы для электробусов. Предприятие "МАЗ-Вейчай" производит двигатели Евро-5 и Евро-6, востребованные у МАЗа. В этом году достроят завод по выпуску коробок передач, и это тоже продукция, которую раньше в Беларуси не делали. Корпорация "Зумлион" тоже завершает строительство завода строительной техники. Американский резидент IPG Photonics Corporation выпускает лазерное оборудование.
The Team teachable
Открылся самый большой в стране торгово-выставочный центр почти на 22 тыс. кв.м.
Завершается строительство инновационного центра в области коммерциализации научно-технических достижений, который возводится за счет технико-экономической помощи КНР. Здание в форме знака бесконечности станет "песочницей" для стартапов.
Здесь будут создаваться условия для генерирования идей, которые в парке могут реализовать инвесторы из любой страны. Проект может быть поддержан и технически (выделением земли), и финансово, потому что уже создан пул заинтересованных инвесторов. Они готовы выделять деньги под идеи, которые в будущем дадут серьезный прорыв в технологиях и инновациях.
АЛЕКСАНДР ЯРОШЕНКО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В парке впервые в Беларуси был протестирован беспилотный транспорт. Образец произведен в Китае, но в самом "Великом камне" тоже хотят заниматься выпуском беспилотного и электрического транспорта. В парке уже есть бесплатная зарядка для электромобилей.
"ОДНА СТАНЦИЯ"
В парке по сути переняли опыт безбарьерной административной среды. Здесь создана "Одна станция", и все административные процедуры можно пройти прямо в парке.
"Одна станция" выполняет функции координационного центра в "Великом камне". Резидентам доступны все административные процедуры на территории самого парка. Принцип работы очень схож с "одним окном" и с аналогичными сервисами в других странах. Ключевое отличие в том, что в "Одну станцию" представители госорганов прибывают по запросу и оказывают необходимые процедуры и услуги в парке. Многие решения принимаются в тот же день.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПАРКА
"Великий камень" находится в непосредственной близости от Минска и транспортного коридора Москва - Берлин, к его территории примыкает Национальный аэропорт. Это самый крупный в Беларуси проект инициативы "Пояс и путь". Впрочем, интерес к логистическим возможностям парка есть не только у Китая, автора идей Шелкового пути. В 2018 году акционером СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" стал крупнейший речной порт Европы Дуйсбург. Этот порт, китайская корпорация "Чайна Мерчантс Групп", Белорусская железная дорога и швейцарская компания "Хупак Интермодал СА" создают консорциум для строительства международного мультимодального терминала. Там будут обрабатывать грузы, следующие из Китая в Европу и в обратном направлении. Строительство терминала начнется в 2020 году, это будет один из ключевых проектов для парка. Белорусская сторона уже начала строить железнодорожную ветку для связи терминала с общереспубликанской сетью железных дорог.
Глава государства принял решение по строительству скоростного железнодорожного транспортного сообщения между Минском и Национальным аэропортом через "Великий камень". Это дает нашим инвесторам новые возможности с точки зрения привлечения трудовых ресурсов, ведь в основном на новые рабочие места люди будут добираться из Минска. Не исключено, что в перспективе здесь появится и скоростной трамвай.

АЛЕКСАНДР ЯРОШЕНКО
В первом жилом доме "Великого камня" 156 квартир с чистовой отделкой, техникой и мебелью. На первом этаже - магазин, медпункт, почта. В развитие производств и инфраструктуры "Великого камня" уже вложено почти $584 млн. В парк обратилась сеть быстрого питания, и ей дали разрешение на проектирование точки. В дальнейшем здесь появится целый квартал, построят детский сад, школу, поликлинику. Эти здания уже проектируются.
"ВЕЛИКИЙ КАМЕНЬ"
В перспективе здесь могут жить больше 130 тыс. человек, и это будет не просто индустриальный парк, а город будущего, рассчитывают в "Великом камне". Первый жилой комплекс умного, экологически чистого и комфортного для жизни города хотят построить до 2025 года.