ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БЕЛАРУСИ
ВЛАДИМИРОМ МАКЕЕМ
БЕЛАРУСЬ - СТРАНА С ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УДЕЛЯЕТ ПРОДВИЖЕНИЮ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА
.
СИТУАЦИЯ С ЭКСПОРТОМ
В прошлом году экспорт товаров и услуг после двух лет роста несколько "просел" и составил 99,3% к уровню 2018 года ($42 млрд) при прогнозе 105,4%. В то же время по итогам 2016-2019 годов экспорт увеличился на 27,6%, то есть за четыре года мы превысили план на пятилетку по этому показателю (21-25%).

C учетом этого были обстоятельно рассмотрены и проанализированы причины снижения экспорта и определены меры по исправлению ситуации, которые приняты по линии отраслей, регионов и белорусских загранучреждений. Наша главная цель осталась прежней: продвижение и диверсификация экспорта. Соответствующая работа будет продолжена на всех внешних векторах, включая рынки России, стран ЕАЭС, Европейского союза и "дальней дуги". В этом году наращивание экспорта в определенной степени сдерживается пандемией коронавируса, падением цен на нефть и другое сырье и связанными с этим негативными процессами в мировой экономике и международной торговле.

Меры, принятые большинством стран по сдерживанию пандемии, оказали беспрецедентное влияние на глобальную экономическую активность, привели к сокращению спроса и разрушению глобальных производственных цепочек. ВТО и МВФ прогнозируют падение объемов торговли практически во всех регионах мира, включая страны - важнейшие торговые партнеры Беларуси.

В этих условиях нам вместе с экспортерами надо будет очень напряженно работать, чтобы обеспечить необходимую динамику внешней торговли. Коллектив МИД и загранучреждений нацелен на выполнение установленных Президентом Беларуси и правительством экспортных заданий. В минувшем году международные связи Беларуси активно развивались. Сохраняя приверженность безусловному выполнению своих обязательств по отношению к России - нашему стратегическому союзнику и основному торговому партнеру, Беларусь продолжила укреплять позитивную тенденцию нормализации и развития отношений на евро-атлантическом векторе.
Заметных подвижек удалось добиться в диалоге с США, значимый импульс которому придали первые за последние 25 лет визиты в Беларусь представителей американской администрации высокого ранга. В рамках чрезвычайно важной для нашей страны работы по диверсификации источников энергоносителей в июне на белорусские НПЗ впервые поступила нефть из США.
Прагматично и последовательно выстраивалось взаимодействие с Евросоюзом с прицелом на поступательное развитие наших отношений на длительную перспективу.
Традиционно интенсивными были политический диалог и двустороннее сотрудничество со странами СНГ и Грузией.
Расширялось многопрофильное взаимодействие Беларуси со странами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. В копилке на этом направлении - взаимные визиты на высшем и высоком уровнях, а также активные межведомственные контакты с Китаем, Египтом, Зимбабве, Кубой, ОАЭ, Сирией.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Беларусь на уровне главы государства предложила новые важные для международного сообщества инициативы по созданию атмосферы доверия и содержательному наполнению нового глобального диалога по вопросам безопасности "Хельсинки-2". Не снижалась активность в работе по реализации других получивших международное признание белорусских инициатив - "партнерства интеграций", по борьбе с торговлей людьми, продвижению интересов стран со средним уровнем дохода, поддержке традиционной семьи, достижению Целей устойчивого развития. Наша страна продемонстрировала значительный потенциал в обеспечении эффективной работы интеграционных объединений - ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также международных и региональных организаций, прежде всего - ООН и ОБСЕ. Сегодня в условиях глобального распространения коронавируса мы решаем новые задачи по развитию международного сотрудничества в целях укрепления национальной системы здравоохранения, привлечения международных финансовых ресурсов для эффективной борьбы с пандемией, а также оказания необходимой помощи белорусским гражданам в возвращении из зарубежных стран на родину.

ВЛАДИМИР МАКЕЙ
В рамках председательства Беларуси в ЕАЭС ведется масштабная комплексная работа, направленная на получение максимальной отдачи от интеграционных процессов в интересах граждан как нашей страны, так и других стран-участниц союза. Инициативы белорусского председательства в ЕАЭС были представлены в опубликованном 9 января обращении председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств - членов ЕАЭС. Наша главная цель - содействовать созданию необходимых условий и предпосылок для снятия барьеров, формирования в рамках ЕАЭС не позднее 2025 года полноценного экономического союза с общим пространством для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Мы хотим выйти на равные условия хозяйствования и конкуренции на трансграничных рынках, устранить препятствия во взаимной торговле, перекосы в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, ускорить формирование общих отраслевых рынков, в том числе энергоресурсов и транспортных услуг. Кроме того, нужно активно продвигать цифровую повестку, выйти на более тесную кооперацию в реальных секторах экономики, предпринять совместные меры по выходу на рынки третьих стран и наращиванию экспорта. Пора приступать и к формированию общих отраслевых политик как основы не только единого рынка, но и в более широком смысле - единого народно-хозяйственного комплекса. Эта проблематика обсуждалась на организованных в этом году трех заседаниях Евразийского межправсовета, а также на состоявшемся 19 мая заседании Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого главами государств - участников ЕАЭС был рассмотрен проект Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года.
Безусловным приоритетом интеграции в ЕАЭС является повышение уровня жизни и обеспечение социальной защищенности граждан стран-участниц союза. В этом году, например, ожидается вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС. Это важный шаг в укреплении общего рынка труда союза с равным налогообложением для работающих за рубежом по сравнению с гражданами страны трудоустройства, а также возможностью получения социальных, в том числе пенсионных, гарантий.
Наряду с борьбой с коронавирусом все большую актуальность для наших стран приобретает проблематика поддержания стабильности экономики и внешней торговли. 14 апреля главы государств - членов союза по инициативе Президента Беларуси провели видеосаммит, на котором определили общие подходы по выработке решений по критическим вопросам в сферах экономической и социальной защиты населения государств - членов ЕАЭС, а также направления совместной работы по восстановлению экономического роста в посткризисный период. Кроме того, главами правительств стран ЕАЭС принят пакет совместных оперативных организационных, экономических и эпидемиологических мер стабилизационного характера. Эта проблематика находится в фокусе внимания Евразийской экономической комиссии.
В 2016 ГОДУ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ ПАУЗЫ ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ БЕЛАРУСИ К ВТО ПО ПОРУЧЕНИЮ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ФАКТИЧЕСКИ ПЕРЕЗАПУЩЕН
АКТУАЛИЗИРОВАНЫ (С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ СОЗДАННОГО ГОДОМ РАНЕЕ ЕАЭС) ВСЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПОЗИЦИИ, СФОРМИРОВАЛИ ПЕРЕГОВОРНУЮ ДЕЛЕГАЦИЮ, НАЙДЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ ОТРАСЛЕВЫЕ ЭКСПЕРТЫ
The Team teachable
С января 2017 года возобновлено проведение заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В состав этой группы входят 47 государств-членов организации, включая всех ключевых торговых партнеров нашей страны, и крупнейшие мировые державы: Россия, Китай, США, ЕС, Бразилия, Индия. На заседаниях группы обсуждаются системные вопросы регулирования экономики Беларуси, включая наш режим внешней торговли, особенности организации внутреннего рынка, вопросы сельского хозяйства и так далее. С момента возобновления переговорного процесса мы провели пять таких заседаний, последнее из которых состоялось в июле прошлого года.
Между заседаниями ведется активная работа со всеми заинтересованными членами ВТО по доступу на рынки товаров и услуг. По итогам таких переговоров подписываются двусторонние протоколы о присоединении. К нынешнему году мы завершили переговоры с 22 государствами. С семью партнерами (США, ЕС, Канада, Бразилия, Украина, Новая Зеландия, Коста-Рика) переговоры продолжаются.
Сегодня мы вышли на финишную прямую как в рамках обсуждения системных вопросов, так и в двусторонних переговорах. Это позволило Секретариату ВТО включить Беларусь в список стран, находящихся в фокусе организации в 2020 году.
ВТО: ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ
В марте Секретариат организации из-за эпидемиологической ситуации в мире был вынужден приостановить все мероприятия и перейти на удаленный формат работы. Запланированное на 24 марта заседание рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси было отложено.
Чтобы не снизить динамику работы, были оперативно проведены консультации с Секретариатом ВТО и всеми заинтересованными членами организации. Принято решение перераспределить приоритеты и сделать акцент на отдельной работе с каждым членом организации. Это позволяет адресно подходить к обсуждению соответствующих тем, а нашим партнерам - работать в удаленном формате.
По мере улучшения эпидемиологической ситуации будет проведено еще одно заседание рабочей группы и завершено формирование итогового пакета обязательств, который будет внесен на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Пользуясь случаем, хочу развеять распространенный миф о том, что после присоединения к ВТО Беларусь завалят импортные товары. Этого не будет. Беларусь является членом ЕАЭС, и мы жестко отстаиваем уровень тарифной защиты, аналогичный действующему. Это значит, что принципиальных изменений по доступу иностранных товаров на наш рынок после присоединения Беларуси к ВТО не произойдет.
ВЛАДИМИР МАКЕЙ
- Недавняя информация о намерении руководства США назначить Джули Фишер руководителем американского посольства в Беларуси широко обсуждается в СМИ, особенно российских. Журналистами и аналитиками высказываются предположения о том, что деятельность посла США может быть направлена на ослабление белорусско-российских отношений. Как Вы оцениваете такие заявления?
ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
- Такие вбросы - а иначе эти инсинуации и не назовешь - явно непродуманные и поспешные. Или же они распространяются с определенным умыслом, например, навредить процессу нормализации наших отношений с США. Судите сами - посол еще не приехала к нам и даже не прошла процедуру утверждения в Сенате, а на нее уже навешивают всех собак.
Полагаю, что, как и посол любой другой страны, будущий руководитель американской дипломатической миссии будет нацелен в первую очередь на развитие и укрепление белорусско-американских отношений, наращивание взаимовыгодного и продуктивного сотрудничества между двумя странами. У меня нет сомнений в том, что вероятный будущий посол США в Беларуси - как известно, это профессиональный и опытный дипломат - будет работать именно в этом ключе.
Так что давайте не будем торопиться с оценками. Вот уже более двенадцати лет американского посла нет в Минске, а белорусского - в Вашингтоне. С возвращением послов в столицы ситуация с взаимным представительством выправится, однако нам еще предстоит пройти определенный путь, прежде чем двусторонние отношения можно будет назвать нормальными, полноценными, соответствующими имеющимся возможностям и потенциалу.
Что касается наших отношений с Россией, то я искренне убежден, что полноценная нормализация в диалоге Беларуси с США объективно будет им только на пользу. Беларусь никогда не дружила и не дружит с кем-то против кого-то. Тем более что американские представители, в том числе высокопоставленные, неоднократно высказывались и высказываются в поддержку суверенного права Беларуси поддерживать и развивать тесные союзнические отношения с Россией.
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
ПОВЕСТКА ДНЯ
ОБЛЕГЧЕНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА
Действительно, обеими сторонами проделана серьезная работа. Беларусь и не так давно ЕС выполнили все необходимые процедуры для вступления в силу данного соглашения. Уже с 1 июля стоимость "шенгена" снизилась для белорусов до 35 евро, многие категории граждан в зависимости от цели поездки смогут обращаться за визой без уплаты сбора и получать многократные визы с более длительным сроком действия в упрощенном порядке. Хочу обратить внимание, что расширению договорной базы отраслевого сотрудничества Беларуси с ЕС будет способствовать заключение соглашения о таможенном сотрудничестве и взаимной помощи в административных делах. Переговоры по нему ведутся между Государственным таможенным комитетом и Европейской комиссией.
СОГЛАШЕНИЯ
Сегодня приоритетом является заключение с Евросоюзом комплексного политического соглашения как прочной и долгосрочной основы для взаимоотношений. Еще одна задача, над решением которой сейчас активно идет работа, - это вступление Беларуси в ВТО. Евросоюз - один из тех партнеров, с которыми переговоры о вступлении еще не завершены. Однако мы поступательно продвигаемся к устраивающему обе стороны финалу. В результате наша страна в качестве члена ВТО получит доступ на европейский и другие рынки на новых, более выгодных условиях.
РАБОТА МИД ПО ОКАЗАНИЮ БЕЛОРУСАМ СОДЕЙСТВИЯ В ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗ-ЗА РУБЕЖА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В условиях закрытия многими странами своего воздушного пространства и отмены авиарейсов особое значение приобрело продолжение регулярных полетов "Белавиа" в европейский регион. Благодаря им удалось вернуть домой не только многих белорусов, но и граждан других стран. Для многих иностранцев путь через нашу страну стал единственной возможностью вернуться домой, в буквальном смысле "дорогой надежды", естественно, при соблюдении всех противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных в нашей стране. Благодарность Беларуси за солидарность и содействие в возвращении своих граждан выразили посольства ряда зарубежных государств - Великобритании, Швеции, США и других.
.
Резкие односторонние ограничительные решения ряда стран на начальном этапе усугубили ситуацию. Для ее выправления потребовались серьезные усилия в контактах с нашими партнерами. В итоге удалось выработать эффективные двусторонние алгоритмы. Соответствующая работа идет и сегодня. Мы благодарны МИД России и посольству России в Минске за то конструктивное взаимодействие, которое у нас выстроено сегодня в вопросах организации транзита через российскую территорию белорусов и эвакуацию десятков и даже сотен наших граждан российскими спецрейсами из отдаленных уголков мира. За аналогичный подход с белорусской стороны мы также получаем благодарности наших российских коллег.

В первые дни и недели после закрытия границ мы получили шквал телефонных и электронных обращений не только от наших граждан и их обеспокоенных родственников, но и от белорусских турфирм, которые не могли выполнить обязательства по возвращению туристов. В МИД и всех посольствах были оперативно организованы горячие телефонные линии. Консульская служба работала фактически в круглосуточном режиме. При этом активно использовались современные информационные технологии, обмен информацией шел в режиме реального времени в соцсетях и мессенджерах. О ходе этой работы мы старались постоянно информировать и СМИ.

Хочу подчеркнуть, что вопрос возвращения наших граждан был на постоянном контроле руководства страны, а к соответствующей масштабной работе активно подключились все заинтересованные министерства и ведомства.
Благодаря общим скоординированным усилиям при активном вовлечении авиакомпании "Белавиа" оказано содействие в возвращении на родину более чем 8300 обратившимся за помощью гражданам Беларуси. Мы плотно работали с соседними Украиной, Литвой, Латвией, Польшей. В необходимых случаях с обеих сторон была обеспечена возможность пешего перехода границ, решались вопросы по организации гуманитарных коридоров, специальных автобусных рейсов.
Мы активно помогаем в рамках имеющихся возможностей гражданам всех стран, которые обратились. Надо признать, что во многих случаях наши партнеры помогают и нам. Вы знаете, что специально для организации возвращения граждан из стран, где сложилась наиболее неблагоприятная эвакуационная обстановка, глава государства подписал соответствующий указ.
На трех организованных вывозных спецрейсах "Белавиа" из Индии, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов в Беларусь доставлен 241 белорусский гражданин и почти столько же иностранных граждан, включая 120 россиян, которые затем проследовали в свои государства.
Сегодня Министерство иностранных дел остается на "передовой" борьбы за реальную независимость, повышение роли Беларуси в мире, стремясь осуществлять эффективное внешнеполитическое и внешнеэкономическое обеспечение курса, определенного главой государства. За годы независимости Республика Беларусь добилась заметных успехов на международной арене, стала участником новых интеграционных проектов, расширила круг зарубежных партнеров и союзников, открыла, освоила и закрепила за собой новые перспективные рынки.
ВЛАДИМИР МАКЕЙ
Экономическое измерение дипломатии, вклад в продвижение белорусского экспорта, освоение новых рынков всегда являлись и остаются основными критериями оценки эффективности белорусской дипломатической службы. Планомерная диверсификация экспорта при сохранении и укреплении наших позиций на традиционных рынках - одна из ключевых целей экономической политики Беларуси. Ее достижение - задача, которую МИД призван решать вместе со всеми органами госуправления, местными органами власти и, конечно, в первую очередь, предприятиями и организациями, непосредственно занимающимися внешнеэкономической деятельностью.
ЦИФРЫ
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
В 2019 году внешнеторговый оборот достиг $72,3 млрд, что на 20% больше, чем в 2010 году.
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ
Экспорт товаров сложился на уровне $32,9 млрд и вырос на 30% к 2010 году.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА
Товарная структура белорусского экспорта включает в себя более 1 тыс. товарных позиций. Беларусь поддерживает торговые отношения с более чем 200 странами мира.
БЕЛАРУСЬ ПРОДОЛЖАЕТ ГЕНЕРИРОВАТЬ И ПРОДВИГАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
.
Наряду с чернобыльской и разоруженческой тематикой, которые продвигались нашей страной еще в советский период и на заре независимости, на современном этапе Беларусь известна миру идеями, сформулированными Президентом нашей страны, о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации, о противодействии торговле людьми, продвижении интересов стран со средним уровнем дохода, поддержке традиционной семьи, построении партнерств ради достижения Целей устойчивого развития.

Общепризнана роль Беларуси как донора европейской - и не только - безопасности. По мере того, как усугубляется ситуация в этой сфере, у наших партнеров крепнет ощущение своевременности и целесообразности инициативы Президента Беларуси о возобновлении широкого диалога об укреплении международной безопасности - нового "Хельсинкского процесса". Многие страны и зарубежные представители рассматривают Минск сегодня как международную площадку, где в разных форматах обсуждаются сложнейшие региональные и глобальные проблемы с участием даже открыто конфликтующих сторон. И не только обсуждаются, но и вырабатываются пути их решения. Выступая на международных площадках с сугубо объединительными инициативами, Беларусь как инициатор, активный участник и в некотором смысле "драйвер" четырех интеграционных проектов на евразийском пространстве - СНГ, Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ - руководствуется идеей нашего Президента о "партнерстве интеграций".
ВНЕШНЯЯ
ПОЛИТИКА